Актуальные проблемы введения и реализации ФГОС


Сэр Кен Робинсон "Изменение системы образования" 
Владимир Спиваковский «Образовательный взрыв» 
Ян Рицема "Если в образовании не будет перемен, в 2015 году школьники устроят революцию
Александр Асмолов «Изменение парадигмы образования и роли учителя» 
Александр Кондаков «Особенности нового стандарта образования»  и презентация
Маргарита Леонтева: «Основные образовательная и рабочая программы» 
Галина Копотева «Универсальные учебные действия» 
Логинова О.Б. "Особенности работы учителя по реализации требований ФГОС" 
Ирина Логвинова «Внеурочная деятельность в школе» 
Андрей Иванов «Организация исследовательской, учебной-исследовательской и проектной деятельности»

Коллективное эссе


Цитаты
"Общая цель образования состоит в том, чтобы превратить зеркала в окна"
Сидни Дж. Харрис, 1980
Школа и жизнь

"Формирование креативности  - ключевая задача системы   образования сегодня"
"Креативность и творчество - самый востребованный продукт образования, ведущий фактор экономического роста и национальной и личностной конкурентоспособности"
«Гражданская задача образования, системы просвещения - дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа»
В.В. Путин
«Только технология в союзе с гуманитарными науками дают результат, который заставляет наши сердца петь»
Стив Джобс

"...Задача введения ФГОС определяет вектор управленческой деятельности на всех уровнях: от федерального, регионального и муниципального до уровня внутри-школьного управления. При этом эффект от правильного введения ФГОС всецело зависит от того, насколько управленческая, педагогическая и образовательная деятельность в каждом образовательном учреждении будет продуманной, целенаправленной, технологически вооружённой и обеспеченной необходимыми ресурсами. 
 Серьёзный барьер на пути реализации задач по введению ФГОС — проблемы восприятия педагогическим и управленческим сообществом изменений, отношение к необходимости переосмысления задач образовательной, педагогической и управленческой деятельности...  

Новые стандарты требуют не только новых ресурсов, обеспечивающих функционирование ОУ, но и инновационных ресурсов, определяющих возможность и меру готовности ОУ к инновационной деятельности, которая в течение ближайших 15 лет будет связана с введением стандартов нового поколения. Ключевым ресурсом становится компетентность педагогических и управленческих кадров, развитие способности руководителей и педагогов к решению новых образовательных, педагогических и управленческих задач в новых, изменяющихся условиях деятельности ОУ. Инновационный потенциал готовности к изменениям образовательной среды связан с реальным, а не формальным включением родителей в процесс совместной деятельности в ОУ, развитием государственно-общественного управления как ресурса социальной поддержки социокультурных изменений в образовании. Инновационный потенциал ОУ порождает необходимость опоры на принципы социального партнёрства, инициации, самоорганизации, партисипации и кооперации педагогической деятельности, а значит, возрождает в образовательных учреждениях резервы творческого педагогического сообщества, коллективный педагогический разум. Организационный ресурс выступает как потенциал развития способности управляющей системы ОУ к мотивированному осмыслению проблем, самостоятельному и ответственному проектированию, постановке и решению новых задач деятельности в новых условиях. 

 Мы бросаем все силы на новые технологии и оснащённость ресурсами, но забываем, что ресурсы и технологии — это лишь способы и средства достижения целей. А вот целенаправить образовательное учреждение на достижение новых результатов образования мы не сможем, если эти цели формальны, «не трогают душу», не вызывают интереса и не побуждают к изменениям всех участников совместной деятельности в ОУ...

 Нам предстоит профессионально осмыслить необходимые изменения в каждом образовательном учреждении с учётом ориентиров деятельности, представленных в стандартах нового поколения. А через порождение новых смыслов нам, мотивированным на решение новых задач образования, необходимо перейти к вдумчивой разработке стратегических и тактических целей ОУ на период реализации ФГОС и отбору технологий, которые смогут эффективно обеспечить достижение заявленных в стандарте результатов. И наконец, для того чтобы наши продуманные изменения в смысловых ориентирах, целях и технологиях деятельности не разбились подобно «любовной лодке о быт», нам необходимо осуществить ещё одну разработку, связанную с управлением ресурсами ОУ в условиях введения ФГОС..." 

Заместитель директора Института стратегических исследований в образовании, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации Л. Н. ФЕДЕНКО 
Вызовы и проблемы, на которые при введении стандартов необходимо обратить особое внимание и которых нужно постараться избежать 
На сегодняшний день во многих образовательных учреждениях наблюдается так называемое образовательное неравенство – значительное отставание слабых групп учащихся от наиболее успешных. К великому сожалению, следует признать, что становится тенденцией двойной негативный отбор педагогических кадров: не лучшие выпускники школ приходят в педагогические вузы и самые успешные из них не возвращаются в школу. По итогам международных исследований только 5% студентов-математиков планируют работать в школе. Не развивается система внешкольного образования, в настоящее время только немногим больше 20% детей занимаются дополнительно по бесплатным программам. Хочу также отметить, что зачастую сеть ОУ в регионах не соответствует особенностям расселения, а содержание и формы образования – изменившимся запросам населения. 
          Какие системные задачи необходимо решить при введении ФГОС ООО, чтобы избежать рисков имитации деятельности. Прежде всего, необходим новый подход к системе повышения квалификации учителя (об этом в последнее время очень много говорится). Сегодня требуется педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационное поведение. 
        Качественное образование невозможно без создания новой образовательной среды (в том числе сетевой, межбюджетной, межведомственной), без организации и осуществления образовательного процесса, обеспечивающего формирование у выпускников компетенций, соответствующих требованиям ФГОС, без создания эффективных систем оценки качества образования, в том числе индивидуальных достижений учащихся. Должна завершиться трансформация механизмов финансирования – эти механизмы ещё не запущены в полной мере.

Комментариев нет:

Отправить комментарий